Главная| 

Солнышко и тучки

Типовой конспект музыкальной деятельности

Автор: Педенко Лилия Александрова, музыкальный руководитель.

Так как конспект является типовым, то каждый музыкальный руководитель определяет самостоятельно цель и задачи каждого конкретного занятия, общую же цель и задачи музыкального воспитания в дошкольном учреждении, которые должны достигаться на каждой встрече музыкального руководителя с детьми можно определить так:

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста общей музыкальности через музыкальную деятельность.

Задачи: 1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Возраст: старший и младший дошкольный возраст.

Оборудование: экран, проектор, устройство воспроизведения (компьютер или ноутбук), колонки, мольберт с расположенным на нем солнцем, которое закрывают тучи.

Ход деятельности: дети заходят в музыкальный зал, встают в круг. Вариант для младшего дошкольного возраста:

В зале стоит мольберт, к которому прикреплено солнце полностью закрытое тучами.

Вариант для старшего дошкольного возраста:

На экране слайд с изображением туч, которые закрывают солнце.

Приветствие детей и педагога

МР: Посмотрите все, ребята,

Солнце спрятано во тьме.

Тучки солнышко закрыли

Нам кого винить в беде?

Может, солнышко спасем?

Тучкам песенку споем,

Можем тучкам станцевать

Будем весело играть.

Тучки, солнышко отдайте!

Вместе с нами в круг вставайте!

Блок музыкально-ритмических движений по кругу

Вариант для младшего дошкольного возраста[1]:

Педагог произносит за тучку слова и убирает ее с мольберта, тем самым приоткрыв часть солнца.

Тучка: Я – тучка добрая, танцевальная, освобожу ваше солнышко! Только вы меня не забывайте, танцами своими меня радуйте. Полетела я по небу, до свидания, мальчики и девочки!

Вариант для старшего дошкольного возраста:

Тучка на экране: Я – тучка добрая, танцевальная, освобожу ваше солнышко! Только вы меня не забывайте, танцами своими меня радуйте. Полетела я по небу, до свидания, мальчики и девочки!

МР: Ребята, у нас в музыкальном зале всегда звучит музыка, интересно, а вы сможете узнать, что это за музыка?

Слушание (звучит знакомая для детей мелодия, которую они могут узнать)

Ответы детей

МР: Вы все правильно сказали, молодцы, ребята. Сегодня я хочу вас познакомить с новым музыкальным произведением, которое называется…

Слушание нового музыкального произведения

Педагог спрашивает ребят о том, какое впечатление произвела на них новая музыка, что они себе представляли, когда слушали данное произведение и т.д. В конце обсуждения дети получают задание: нарисовать свои впечатления от музыкального произведения и принести рисунки на следующее занятие.

Тучка на экране: Музыку я очень люблю, и слышу где-то вдалеке, играет знакомая мне мелодия, полечу, послушаю ее, освобожу ваше солнышко!

МР: Лети, тучка. До свидания.

Вариант для младшего дошкольного возраста:

МР: у наших малышей ручки, будто крылышки у птички. Покажите мне свои крылышки?

Пальчиковая гимнастика

Птички полетели (дети машут кистями рук, имитируя крылышки птиц)

Крыльями махали (дети машут кистями рук, имитируя крылышки птиц).

На головку сели (кладут руки на голову)

Вместе отдыхали (качают головой в разные стороны).

Вариант для старшего дошкольного возраста:

МР: Посмотрите, как славно у вас получается помогать солнышку. У нас улетела танцевальная и музыкальная тучки. Все это, потому что вы очень дружные! Как и ваши пальчики! (Дети по показу педагога соединяют кисти рук в замок).

МР: Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются ритмично в замок).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук, начиная с мизинцев).

Один, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук, начиная с мизинцев).

Один, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

МР: Пальчики размяли, пора и голосок наш разминать. Угадайте-ка сейчас какую песенку я вам загадаю?

Младшая группа: Загадка про солнышко (Песня «Солнышко», слова А. Барто, музыка М. Раухвергера).

Средняя группа: Загадка про цыплят (Песня «Мои цыплята», слова Т. Муталлибова, музыка Г. Гусейнли).

Старшая группа: Загадка про песню (Песня «Песенка-чудесенка», слова Е. Карганова, музыка А. Берлина).

Подготовительная группа: Загадка про солнечного зайчика (Песня «Солнечный зайчик», слова Г. Лагздынь, музыка В. Голикова).

Блок пения

Тучка на экране: Очень мне понравилось с вами петь, дети! Полечу-ка я, другим облачкам и тучкам песенки петь. Пусть ваше солнышко вам сияет.

Вариант для старшего дошкольного возраста:

МР: Тучки хоть и улетели, но солнышко нам еще не сияет. Что же нам придумать? (Ответы детей. Педагог наводит детей на мысль, что можно тучу напугать шумом, она испугается и улетит). Мне очень понравилась идея Миши (как пример), давайте пошумим? Но так как мы в музыкальном зале, то и шуметь мы будем по музыкальному. 

Блок игры на музыкальных инструментах (шумовой оркестр: трещетки, бубны, ложки).

Тучка на экране: Хотели вы меня напугать, но я не испугалась ни капельки! Зато мне очень понравился ваш оркестр. Я ваше солнышко освобожу!

МР: Спасибо, тучка! Но мы еще не спасли солнышко, сколько тучек осталось? Правильно, одна. Давайте с тучкой поиграем?

Блок музыкально-ритмической игры

Вариант для младшего дошкольного возраста:

И.п.: дети встают по кругу, ноги вместе; девочки – руки на юбочке, мальчики на поясе.

Вот бегут, бегут по кругу все ребята-малыши (дети бегут на носочках по кругу, друг за другом).

Выбирай скорее друга, с ним попрыгай, попляши (разбиваются по парам, импровизируют) – 3 раза.

Вариант для старшего дошкольного возраста:

Вот мы в автобусе сидим, все сидим и сидим (пружинка)

И мы в окошечко глядим, все глядим (смотрим в разные стороны).

Глядим назад, глядим вперед (Смотрим вперед и оглядываемся назад),

Вот так вот, вот так вот (Смотрим вперед и оглядываемся назад).

Ну что ж, автобус не везет, не везет (пожимаем плечами, разводим руки в стороны).

Колеса закружились, вот так вот, вот так вот (руками, согнутыми в локтях, исполняем круговые движения).

Вперед мы покатились, вот так вот (бег по кругу на полупальцах).

А щетки по стеклу шуршат (бег по кругу на полупальцах, руки согнуты в локтях изображают дворники у автобуса),

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик (бег по кругу на полупальцах, руки согнуты в локтях изображают дворники у автобуса),

Все капельки смести хотят, вжик-вжик-вжик (бег по кругу на полупальцах, руки согнуты в локтях изображают дворники у автобуса).

И мы не просто так сидим (лицом в круг, изображают, как сигналят),

Бип-бип-бип, бип-бип-бип.

Мы громко-громко все гудим, бип-бип-бип (лицом в круг, изображают, как сигналят).

Пускай автобус наш трясет, вот так вот, вот так вот (быстрая и «мелкая» пружинка).

Мы едем, едем все вперед, вот так вот (бег по кругу на полупальцах).

Тучка на экране: Какой веселой игре вы меня научили! Спасибо вам! Я ваше солнышко освобожу. Полечу по небу далеко-далеко!

Солнышко на экране: Спасибо вам, детки! Спасли вы меня! Теперь я вам буду светить ярко-ярко! И буду с музыкой дружить! Приходите в музыкальный зал, я вас здесь всегда жду!

МР: Спасибо, солнышко, за теплые слова! Мы очень рады дружить с тобой! Нам с ребятами пора прощаться.

Прощание