Главная| 
Главная | Публикации педагогов | Материалы из опыта работы педагогов | Культура самовыражения воспитателя детского сада

Культура самовыражения воспитателя детского сада.

Доклад для выступления на методическом объединении

                 Любое общество представляет собой культурное целое, внутри которого развивается и функционирует образование как его составляющая, транслируя определяемые культурным контекстом смысловые структуры. Образование, конечно, обусловлено культурой, в которой оно существует. Оно служит целям сохранения и передачи ценностей культуры, обеспечения самобытности национальных культур, их взаимодействия, плюрализма, формирования уважительного отношения к представителям различных национальных и этнических культур. Образование является важным духовным компонентом человеческой деятельности, обеспечивающим различные стороны жизни человека (интеллектуальную, трудовую, художественную, социальную и др.), его формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, знаний, воплощенных в компонентах культуры. Одна из многих социальных характеристик культуры - это просвещенность, образованность, начитанность.

              Индивидуальная культура образует духовно-нравственное пространство отдельной личности и выявляет ее уникальность. Формируется индивидуальная культура на общечеловеческих культурных принципах. Усвоенное общее помогает выявлению частного, своего, личного, неповторимого.

               Педагог - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Все вышесказанное и явилось определяющим фактором в выборе темы для данного эссе. Воспитатель – это один из главных людей в жизни маленького человечка, который перешагнул порог детского сада. Это пример и образец для подражания. В этой связи цель педагогического образования в детском саду может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие воспитателя нового типа, которого характеризуют:

• высокая гражданская ответственность и социальная активность;

• любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

• подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

• высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

• потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

• профессионально-педагогическая культура;

• педагогическое мастерство.

Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, его целостное теоретическое изучение стало возможным относительно недавно. Профессионально-педагогическая культура педагога выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая ценности.

               Культура педагогического труда зависит как от объективных условий жизни и труда преподавателя, так и от личности самого педагога, его сознания, активности и стремления к самосовершенствованию.

               Дошкольное образование – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.  Воспитатель детского сада – это первый педагог в жизни ребенка, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Воспитателю необходимы колоссальные знания, что бы заложить фундамент личности каждого ребенка, помочь им познать окружающий мир, научить их жить в обществе. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».              Специфика педагогической деятельности с маленькими детьми предъявляет определенные требования к личностным и профессиональным качествам педагога. Воспитатели обязаны постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От них в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности. Здесь важную роль играет культура самовыражения.      Она необходима воспитателю в педагогической деятельности.

          Культура самовыражения – это особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности субъектов самовыражения, которые они обретают или создают в соответствии с собственными индивидуальными, личностными характеристиками и в результате взаимодействия с культурой сообщества. Процесс становления культуры самовыражения не является чем-то окончательно зафиксированным, неизменным, он находится в постоянном развитии.     Под становлением культуры самовыражения я понимаю непрерывно, циклично и спиралевидно разворачивающийся процесс во времени качественного или количественного изменения, происходящий на основе самопознания и самоорганизации. 

                Понятие «культура самовыражения педагогов ДОУ» раскрывается через самоорганизуемую деятельность следующим образом: особенности, способы, результаты их самоорганизуемой деятельности, которые педагоги обретают или создают, согласуясь с собственными индивидуальными, личностными качествами.       

              В процессе педагогической деятельности формируются особенности, способы и результаты самоорганизуемой деятельности воспитателей в виде качественных и количественных характеристик, создаваемые ими во взаимодействии с культурой общества, не противоречащие индивидуально-личностным характеристикам каждого из них, позволяющие им на высоком уровне соответствовать общим требованиям к педагогической деятельности. Развитие и рост уровня культуры образования, как сферы в целом, также зависит от развития способов педагогической деятельности, предполагающих действия, с одной стороны, в рамках культуры, а с другой - в соответствии с предпочтениями, имеющимися у конкретного воспитателя а также возможность постоянного общения с коллегами и детьми, где также происходит становление культуры самовыражения воспитателей ДОУ. Общение, о котором здесь идет речь, по моему мнению, должно подчиняться требованиям педагогического такта, педагогической этики, требующих обязательного следования нормам культуры общества и педагогической культуры современности. Это постепенно приводит к появлению в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ устойчивых моделей поведения и характеристик, описывающих его культуру самовыражения и демонстрирующих процесс ее становления.

         Поле роста уровня культуры образовательных процессов в сфере дошкольного образования, с моей точки зрения, во многом определяется уровнем культуры самовыражения каждого воспитателя. Ведь именно они определяют то, как будет осуществляться педагогическая деятельность в конкретных условиях детского сада по отношению к конкретным детям. В свою очередь дети в качестве обратной связи влияют на воспитателя, перенимая особенности его культуры самовыражения или вызывая необходимость изменения, совершенствования каких либо её элементов. Это является необходимым условием для успешного становления культуры самовыражения воспитателей детского сада.

              Культура самовыражения состоит из следующих содержательных компонентов:

- самосознание - осознание человеком самого себя, своих качеств, предпочтений, способов выполнения деятельности, которые можно

продемонстрировать в ходе самораскрытия или самопрезентации;

- мотивационно-эмоциональный - причины, переживание отношений, побудившие субъекта самовыражения поставит некоторую цель самоорганизуемой деятельности и предпринять действия для ее достижения;

- аксиологический - осознание и демонстрация субъектом самовыражения своих индивидуально-личностных ценностей, общечеловеческих ценностей и ценностей культуры;

-  гносеологический - осознание и приобретение субъектом самораскрытия и самопрезентации знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления успешного самовыражения;

- деятельностный - умение проявить себя, осуществить самораскрытие, самопрезентацию, оценить их результаты в конкретных ситуациях, по

отношению к конкретным людям.

              Все компоненты содержания культуры самовыражения взаимосвязаны, тесно переплетаются, оказывают влияние и не существуют друг без друга, потому что это целостное образование в структуре индивидуальной культуры человека. Поэтому можно сделать вывод о наличии в культуре самовыражения механизма, позволяющего внутренние ее характеристики переводить во внешний план. Самосознание создает внутренний источник, из которого субъект самовыражения «черпает» то, что будет предъявлять другим в процессе самораскрытия и самопрезентации. Первая составляющая мотивационно-эмоционального компонента культуры самовыражения дает возможность придать самоорганизуемой деятельности смысл и направленность, а вторая стимулирует и является способом проявления переживаний личностью своих отношений к себе и миру, открывая путь к пониманию других людей. Аксиологический компонент обеспечивает баланс между внутренним миром личности и ее внешними проявлениями. Гносеологический компонент формирует ориентировочную основу для самовыражения в определенных условиях, по отношению к определенным людям, в зависимости от ситуации, места, времени, норм и правил морали, нравственности и поведения. Деятельностный компонент позволяет нести в мир то, что воспитатель считает важным, значимым, ценным.

              Культура нашего времени стремится к ориентации на самоценность человека как уникального явления, как источника продуктивной творческой деятельности, способного строить свою жизнь, с одной стороны, в соответствии с собственными предпочтениями, а с другой - делать это так, чтобы приносить пользу другим людям, культуре и миру в целом. Я уверенна, что культура самовыражения воспитателя детского сада, ориентированная на эти общечеловеческие цели и задачи, способствует формированию и творческому развитию его педагогической и индивидуальной культуре.